Главная » 2023 » Февраль » 12 » Понятие априорного знания. Синтетическое и аналитическое априори (по кн. Г.Лолли)
09:41
Понятие априорного знания. Синтетическое и аналитическое априори (по кн. Г.Лолли)

Это знание, полученное до опыта и независимо от него (знание априори, априорное знание), т.е. знание, как бы заранее известное. Этот философский термин получил важное значение в теории познания и логике благодаря Канту. Идея знания априори связана с представлением о внутреннем источнике активности мышления. Учение, признающее знание априори, называется априоризмом. Противоположностью априори является апостериори (лат. a posteriori — от последующего) — знание, полученное из опыта (опытное знание).

Аналитическое и синтетическое априори

Некоторые философы, интепретируя теорию Канта стремились объяснить априорное знание без обращения к специальной способности, которую нельзя описать в удовлетворительных терминах. Среди логических позитивистов начала двадцатого века была особенно популярна аналитическая интерпретация априори. Различие между аналитическими и синтетическими суждениями изначально ввёл Кант. Если изначально кантовское различие связано с содержанием понятий, то современное - с ситауицей, когда понятия истинны на основании смысла и независимо от факта. Аналитические суждения мыслятся в качестве истинных на основании одного только своего смысла, а синтетические суждения мыслятся в качестве истинных на основании своего смысла и знания определённых фактов. Согласно аналитическому объяснению априори, всё априорное знание является аналитическим; таким образом, априорное знание не должно требовать особой способности чистой интуиции, так как его можно объяснить способностью понимать значение рассматриваемого суждения. Вкратце, сторонники этого объяснения утверждали, что редуцировали сомнительное метафизическую способность чистого разума к легитимному лингвистического понятию аналитичности.

Однако, аналитическое объяснение априорного знания неоднократно подвергалось критике. Самое известное критическое высказывание принадлежит американскому философу У. В. О. Куайну, который утверждал, что различие аналитического и синтетического нелегитимно. Куайн утверждал: "Но для всей ее априорной достоверности, просто не была проведена граница между аналитическими и синтетическими утверждениями. То, что вообще есть такое различие, которое можно провести - неэмпирическая догма эмпириков, метафизическая статья веры". Куайн считал и сам термин «априори» незаконным. Хотя основательность куайновского критического анализа сильно оспаривалась, он оказал сильное воздействие сам проект объяснения априорного в терминах аналитического. Многия сторонники философского натурализма следуют куайновскому скепсису относительно априорного знании.


 

Просмотров: 98 | Добавил: Support | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]