Наиболее
сильной из этих картин является «Сельский крестный ход на пасху». С крыльца
избы, ухватясь рукой за столб, пытается сойти вдрызг пьяный поп; дьячок
свалился на ступеньки; впереди них толпа крестьян несет иконы и хоругви. Дики
их песнопения и печальна картина невежества и убогости деревенской жизни.
Низкое серое небо, грязь на дороге и голые деревья — весь этот унылый пейзаж
усиливает чувство беспросветной тоски. Вместе с тем картина вызывает у зрителя
гневный протест. В ней резко и беспощадно звучит приговор мрачной
действительности. Гротескно изобразив одутловатое лицо попа, всю его фигуру,
Перов не идеализирует и крестьян, а правдиво показывает их такими, какие они
есть. Обличительная, революционизирующая сознание сила картины была так велика,
что произведение Перова сняли с выставки.
|