Высокая
эмоциональность отмечает замечательную картину — «Последний кабак у заставы»
(1868). В драматизме изображения при минимуме внешнего рассказа проявляются
художественные достижения Перова. Все очень просто и обыденно в этой картине. У
дверей кабака стоят двое запряженных лошадьми саней; в одних видна зябко
кутающаяся от ветра фигура ожидающей женщины. Сколько внутреннего содержания в
этой простой сцене, какое чувство тоски вызывает убогий пейзаж городской
окраины в ранние зимние сумерки с тревожной желтизной заката. Из светящихся
окон словно слышен пьяный гул и, кажется, что сейчас распахнутся двери кабака.
Пронизывающий ветер усиливает чувство бесприютности этой сцены, как будто
происходящей где-то на краю земли. Картина показывает, в какой мере возросло
уменье художника синтезировать свои образы, в частном находить общее, от
изобразительного рассказа переходить к эмоциональному показу явления.
|